Ракета Р-73 класса "воздух-воздух" является "венцом" номенклатурного ряда продукции завода "Дукс". От выпуска велосипедов и первых российских самолетов "Фарман" и "Ньюпор" до одной из самых используемых сегодня в авиации ракеты ближнего боя - таков 122-летний путь старейшего в России авиапредприятия.
В июне текущего года своеобразным "центром" современных и перспективных авиационных разработок стал первый Международный военно-технический форум "Армия-2015". Заинтересованный взгляд многочисленных посетителей Форума и специалистов неизменно задерживался на деревянном винте, который стал "визитной карточкой" оригинальной экспозиции авиапредприятия "Дукс". Как пояснил генеральный директор Группы компаний "Дукс" Юрий Клишин, такой винт был установлен на самолете "Ньюпор-IV" русского летчика штабс-капитана Петра Нестерова.
Символично, но именно на таком самолете, который собрали на первом отечественном авиазаводе "Дукс" (с латинского "ведущий") в 1913 г. Нестеров первым в мире выполнил "мертвую петлю", которая, в свою очередь, стала первой в семье фигур высшего пилотажа. Винт, ракета Р-73, пусковое устройство для нее П-72 и другая продукция завода стала темой эксклюзивного интервью, которое "Оружию России" дал гендиректор предприятия.
Винт самолета "Ньюпор IV" / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов
- Юрий Петрович, что представляет собой известный более сотни лет завод "Дукс"?
- Завод "Дукс", который был основан в 1893 г., с момента своего создания развивался как универсальное машиностроительное предприятие. Первой его продукцией были велосипеды, легкие мотоциклы, аэросани и другие, новые для своего времени изделия. Здесь же в 1910 г. был изготовлен и первый русский самолет марки "Фарман", а всего до октябрьской революции завод выпустил более 1700 летательных аппаратов различного назначения. После октябрьской революции "Дукс" стал единственным заводом, который выпускал самолеты марки "Фарман" и "Ньюпор".
31 декабря 1918 г., после начала гражданской войны, Президиум ВСНХ национализировал авиазаводы, в т.ч. и "Дукс", подчинив их Главному правлению объединенных авиапромышленных заводов (Главкоавиа). 22 декабря 1919 г., после вхождения Главкоавиа в Совет военной промышленности, авиазаводы получили номера вместо своих названий или названий фирм. Номер первый по праву получил «Дукс», обозначенный как Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ №1). Не ограничиваясь выпуском уже налаженной серийной продукции, в нелегкие годы гражданской войны на "Дуксе" организовали серийный выпуск новых модификаций боевых самолетов. Параллельно с постройкой новых машин завод занимался капитальным ремонтом авиатехники.
Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов
В начале 1920-х годов основной задачей стало возрождение авиапромышленности. Завод ГАЗ №1 и другие экономически жизнеспособные предприятия с развитой производственно-технической базой, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов подлежали обновлению, переоснащению и расширению. Ввиду острой необходимости в новых самолетах для военной и гражданской авиации в начале 1923 г. на заводе №1 организовали конструкторское бюро, которое возглавил Н.Н. Поликарпов.
На рубеже 1920-х – 1930-х годов переход к крупносерийному, а затем и к массовому выпуску самолетов привел к необходимости расширения и создания целого ряда специализированных заводов авиапромышленности. В результате "Дукс" (ГАЗ №1) фактически стал прародителем целого ряда вновь созданных авиазаводов, таких как "Сухой", "МиГ", "Як", "Вымпел", "Прогресс" г. Самара. Впоследствии завод выпускал авиационное вооружение для знаменитых штурмовиков Ил-2, бомбардировщиков Ту-16, Ил-28 и других самолетов. Сейчас мы выпускаем продукцию и для вертолетов.
Ракета Р-73 (справа) и пусковое устройство П-72 (слева) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов
Сегодня основной нашей серийной продукцией являются ракеты ближнего боя класса "воздух-воздух" Р-73 и Р-73Э, а также пусковое устройство П-72 для них. Хочу отметить, что Р-73 по своим характеристикам превосходит известные зарубежные аналоги по надежности и безопасности, что могу подтвердить на основе личного опыта. По мнению специалистов, это самая используемая в ВВС ракета.
- В каком направлении сегодня сосредоточены усилия вашего предприятия?
- Сегодня основные усилия предприятия направлены на модернизацию ракеты Р-73 и ее пускового устройства. Расширяются возможности ракеты по энергетике, перегрузкам, управляемости, надежности, высотности и дальности применения. Работы ведутся совместно с фирмой "Вымпел", которая разработала новую ракету с повышенными характеристиками. Новая ракета будет оснащена тепловой головкой самонаведения и улучшенной системой управления. В целом, ее эффективность по сравнению с предыдущей, будет в 1,5 раза выше. Совершенствуется и пусковое устройство, которое используется на всех самолетах фронтовой авиации. Одновременно, во взаимодействии с другими предприятиями, мы практически решили все вопросы импортозамещения для этих изделий. Занимаемся импортозамещением и для других выпускаемых изделий.
Ракета Р-73 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов
- Ранее мощности предприятий, в том числе и "Дукса", использовались не в полном объеме. Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию?
- В настоящее время спрос на нашу продукцию превышает ее производство. И не только по упомянутым выше изделиям. Это в полной мере относится к сигнальным табло, всевозможным электроклапанам, баллонам высокого давления, электромеханизмам и другой продукции, большинство которой является комплектующими для других конечных изделий. Мы твердо уверены в том, что производство продукции широкой номенклатуры является своего рода гарантом в кризисные моменты.
- Ваша оценка форума Минобороны как площадки для взаимодействия производителей и тех, кто заинтересован в их продукции?
- Я считаю, что такие выставки, как московский МАКС и Гидроавиасалон в Геленджике ограничены с точки зрения практической демонстрации возможностей боевой техники. Так, на МАКСе основное внимание уделяется все-таки гражданским организациям, в то время как на зарубежных выставках лидирующими являются организации военной направленности. В свое время принцип широкого использования полигона для демонстрационного показа авиационной техники военным атташе был использован в 2001 г. в Ахтубинске. Тогда для показа практических действий авиации мы использовали горный полигон в районе Нальчика. Хочу отметить, что сегодня этот полигон с перепадом высот от 1200 до 2000 м в 28 км от Эльбруса работает круглосуточно и очень востребован.
Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов
Мощное представительство на Форуме Минобороны по всем видам и родам вооруженных сил вполне оправдано и позволяет играть ему "главную скрипку", что очень важно. В условиях действия западных санкций и продвижения НАТО на восток это имеет большое значение, как с военно-технической, так и с политической точки зрения.
Беседовал Анатолий Соколов
Источник: Информационное Агентсво "Оружие России" http://www.arms-expo.ru/news/predpriyatiya/yuriy_klishin_zavod_duks_perv...