История

История Акционерного Общества «Дукс» ведет свое начало с 1890-х годов, когда в Москву из города Вейсехштейн Эстляндской губернии (ныне – Эстония) приехал Юлий Александрович Меллер. Второй брат в многодетной семье прибалтийского немца Александра Ивановича Меллера и внучки (или дочери) итальянского странствующего музыканта Генриетты Карловны Пиутти, он женился на дочери московского купца Н.Брежнева, получив в приданое около 300 тыс. руб. На эти деньги Ю.А. Меллер в 1893 г. приобрел небольшую механическую мастерскую на Садово-Триумфальной улице, д.170, по соседству с рестораном и цирком Никитина (ныне на этом месте стоит Концертный зал имени П.И. Чайковского).

В полутемном каменном сарае 10 рабочих на довольно примитивном механическом оборудовании (два верстака, наждачный и полировальный круг, горн) по заказам цирка производили детали из тонкостенных труб (трапеции, стремянки, лестницы и т.п.). Вскоре продукцией Меллера пользовались и другие цирки в России. Позже начали производить трубы для парового отопления. Поставив ванны для никелирования и шкафы для сушки, их по требованию заказчика покрывали тонким слоем металла для защиты от коррозии. Уже в первый год оборот мастерской составил 30 тыс. рублей.

Сочетая в себе незаурядные предпринимательские способности, огромную энергию и великолепную техническую подготовку, Ю.А. Меллер в 1894 г. организовал в мастерской сборку велосипедов, получая комплектующие из Англии. Конструкции велосипедов постоянно совершенствовались, и владелец, часто бывая за границей, внимательно следил за техническими новинками и оперативно внедрял у себя новые технологии.

Производство непрерывно расширялось: годичный выпуск велосипедов вырос со 150 штук в 1895 г. до 1000 велосипедов различных модификаций ежегодно. К концу ХIХ века на фабрике трудились уже 115 рабочих.

Желание хозяина привлечь дополнительные капиталы «для производства самодвижущихся экипажей, как то велосипедов, автомобилей, дрезин и т.п.…» привело к преобразованию фирмы в Акционерное Общество «Дуксъ Ю.А. Меллер» с уставным капиталом в 350 тыс. рублей, разделенным на 1400 акций номиналом по 250 рублей.

Застрахованное на 85 тыс. рублей имущество фабрики понесло ущерб от пожара 20 декабря 1900 г. в арендованном помещении дома на Садово-Триумфальной улице. Весной 1901 г. АО «Дуксъ Ю.А. Меллер» купило у           И.П. Гущиной за 18 тыс. рублей участок земли в Тверской Ямской слободе площадью 798,3 кв. сажней. В мае 1901 г. на новой территории торжественно заложили первый камень, летом начали строить комплекс зданий по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Уже к концу года в новом цехе установили импортное оборудование, и фабрика вновь вступила в строй.

Подтверждая название АО «DUX Ю.А. Меллер» (DUX по латыни – вождь или ведущий), владелец фабрики постоянно шел в ногу с прогрессом, осваивая все новые виды продукции. В начале 1900-х годов «ДУКС» начал осваивать производство велосипедов с бензиновыми моторами, вслед за ними выпускали автомобили с семисильными двигателями внутреннего сгорания по типу американских «Олдсмобилей». В 1905 г. выпустили около 100 «Дуксмобилей», из них 30 полностью отечественного производства. Таким образом, фирма стала единственной в истории отечественного автомобилестроения, выпускавшей паровые, электрические и бензиновые автомобили.

Особое внимание в России уделяли решению проблемы зимнего передвижения по бездорожью. С присущим ему энтузиазмом Ю. Меллер стал экспериментировать – сначала с мотоциклетками, установленными на лыжи, затем с аэросанями, осваивая технологии бурно развивавшейся с конца 1900-х годов авиации. Начав с постройки дирижаблей, уже в 1910 г. фабрика «ДУКС» построила свой первый аэроплан, и в 1910-е годы почти полностью перешла на производство самолетов, превратившись в крупнейший в России авиастроительный завод.

Начало Первой мировой войны привело к увеличению довоенных заказов и заключению новых контрактов. Выпуск самолетов в среднем увеличился в 2,5 раза, так в период с 1914 по 1917 г. было построено 190, 382, 481 и 543 самолета соответственно. Таких темпов роста производства не имел ни один из российских авиазаводов.

Политические события 1917 г. в России и наступившая вскоре разруха в значительной степени нарушили ритмичную работу «ДУКС». Лишь 31 декабря 1918 г., после начала гражданской войны, Президиум ВСНХ национализировал авиазаводы, в т.ч. «ДУКС», подчинив их Главному правлению объединенных авиапромышленных заводов (Главкоавиа). 22 декабря 1919 г., после вхождения Главкоавиа в Совет военной промышленности, авиазаводы получили номера вместо своих названий или названий фирм. Номер первый по праву получил «ДУКС», обозначенный как Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ №1).

Не ограничиваясь выпуском уже налаженной серийной продукции, в нелегкие годы гражданской войны на «ДУКС» организовали серийный выпуск новых модификаций боевых самолетов. Параллельно с постройкой новых машин завод занимался капитальным ремонтом авиатехники.

В начале 1920-х годов основной задачей стало возрождение авиапромышленности. ГАЗ №1 и другие экономически жизнеспособные предприятия с развитой производственно-технической базой, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов подлежали обновлению, переоснащению и расширению. Ввиду острой необходимости в новых самолетах для военной и гражданской авиации в начале 1923 г. на заводе №1 организовали конструкторское бюро, которое возглавил Н.Н. Поликарпов.

На рубеже 1920-х – 1930-х годов переход к крупносерийному, а затем и к массовому выпуску самолетов привел к необходимости расширения и создания целого ряда специализированных заводов авиапромышленности. В результате «ДУКС» (ГАЗ №1) фактически стал прародителем целого ряда вновь созданных авиазаводов.

К началу 1930-х годов завод №1 ежемесячно строил до 100 самолетов, самостоятельно выпуская практически все детали и узлы, кроме моторов и приборов. Однако дальнейший рост производительности сдерживали недостаточные производственный площади, поскольку в Тверской Ямской слободе места для расширения завода уже не было. Даже постройка в 1926 г. четырехэтажного сборочного корпуса проблемы не решила, тем более что существенное увеличение размеров выпускаемых самолетов также создавало особые проблемы.

К 1930 г. возвели просторный корпус самолетостроительного цеха на Ходынском поле у Боткинской больницы. Здесь же образовали заготовительные цеха.

К началу Великой Отечественной войны завод оставался единственным специализированным заводом по авиационному вооружению. Здесь выпускались практически все установки стрелково-пушечного вооружения для истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации страны.

Спустя месяц после нападения на СССР начались регулярные налеты на Москву. Наиболее важные стратегические объекты, в их числе Центральный аэродром и авиационную инфраструктуру по его периметру атаковали особо ожесточенно. На завод и жилые дома по соседству летчики в большом количестве сбрасывали зажигательные бомбы. Затем на освещенные пожарами жизненно важные объекты фашисты вторым заходом сбрасывали фугаски – ущерб от взрывов был огромный. 4 августа несколько зажигалок попали в деревянные складские помещения, возник большой пожар, но завод удалось спасти. Появился грозный приказ наркома А.И. Шахурина, отмечавший, что на заводе не приняли меры к сносу деревянных строений, опасных в пожарном отношении, и в ночь на 4 августа сгорел деревянный склад материалов. За непринятие мер виновных строго наказали. Летом 1941 г. завод загорался несколько раз, но все производственные корпуса героическими усилиями трудового коллектива удалось сохранить.

К осени 1941 г. завод полностью перестроился на нужды военного времени, параллельно с выпуском установок авиационного вооружения делая необходимое бойцам в окопах оружие, чтобы остановить рвущиеся в Москву немецкие танки.

В 1946 г. началось срочное освоение в серии стратегического бомбардировщика Ту-4 по образцу американского Боинг В-29. Его воспроизводство срочно потребовало революционной перестройки нашей авиапромышленности и освоения ранее не освоенных технологий. Запрещались даже малейшие отклонения от американского образца. Но все трудности на заводе с успехом преодолели, выпуск и поставка новых комплексов «Звезда» велась крупными партиями до начала 1950-х годов.

Первая ракета, освоенная предприятием – РС-2УС, по плану авиационно-технического сотрудничества между СССР и КНР в конце 1950-х годов попала в Китай, где советские специалисты из ВВС и авиапромышленности под командованием подполковника П.Н. Шеломовского провели тренировочные стрельбы ракетами РС-2УС и обучали китайских специалистов. С тех пор тесные связи и широкие поставки продукции предприятия в КНР продолжаются и в настоящее время.

Появление каждой новой авиационной ракеты обусловливало необходимость создания для нее специализированного авиационного пускового устройства, подвешиваемого под крылом самолета. На предприятии параллельно с производством ракет организовали крупносерийный выпуск нескольких типов авиационных пусковых устройств.

Кроме функционально-законченной продукции на заводе в 1950-е годы начался широкий выпуск разнообразной номенклатуры сложных электромеханических систем. Некоторые из этих изделий оказали огромное влияние на повышение общей культуры производства, создание участков сборки и настройки в помещениях со специально организованным микроклиматом. Стеклоочистители, разнообразные сигнальные табло и переключатели панелей пилотской кабины, различные преобразователи электрических сигналов, бортовые электромеханизмы дистанционного управления – вот далеко не полный перечень номенклатуры изделий, выпускаемой заводом.

Пика своего развития выпуск авиационного вооружения достиг в 1970-е – 1980-е годы, когда ежемесячные объемы производства ракет нескольких наименований на заводе превысили 1000 штук. Параллельно выпускались различные авиационные агрегаты, номенклатура которых составила более сотни наименований.

Распад СССР и изменение внешней политики государства резко сократили объемы заказов на внутреннем и внешнем рынке вооружений и военной техники.

В 1990-х годах изменились и экономические условия функционирования старейшего в Москве авиационного предприятия, расположенного в самом центре столицы.

Проанализировав реальную ситуацию и тенденции в отрасли, коллектив предприятия принял решение об акционировании и сумел воплотить его в жизнь в 1993 г. Заводу вернули историческое наименование «ДУКС». Но на ведущие позиции в серийных поставках авиационного вооружения предприятие вернулось только в 1998 – 1999 г.г., стабилизировав свое финансовое положение.

Достижение устойчивой позиции потребовало со стороны коллектива многочисленных жертв и настойчивой работы. Произошла жесткая концентрация производственного потенциала на меньших площадях, уменьшилось общее количество работающих, но костяк специалистов – рабочих и инженеров – удалось сохранить. По оценке независимых экспертов, предприятие по темпам роста и производительности труда в 2001 г. вошло в десятку лучших в отрасли. Среди всех промышленных предприятий России «ДУКС» по рейтингу журнала «Эксперт» вошел в первую сотню.

Основной продукцией предприятия в начале нового века является ракета класса «воздух - воздух» ближнего маневренного боя Р-73 и ее пусковые устройства.